Публикации / СМИ
  

О Президентах, Масле, «Капусте»,
Российском суперэтносе
и гигантском Лохотроне по прозвищу «Реклама»

беседы с Вольным русским Мастером Василием СМЕЛЯНСКИМ


текст
Василий СМЕЛЯНСКИЙ


по заказу
Студии «ПРЕМЬЕР СК» 


«РОССИЯ», бронзовая копия скульптуры Н.А. Лаверецкого (1896), установлена на Челябинском вокзале ЮУЖД. Фотокартина Василия СМЕЛЯНСКОГОАлександра СОКОЛОВА, июнь 2007

 
Главная -> Публикации / СМИ -> 2000 -> «О Президентах, Масле, «Капусте», Российском суперэтносе и гигантском Лохотроне по прозвищу «Реклама»




2000-03-01


 От редакции «Премьер СК»

 

Данные тексты являются воспроизведением некоторых типичных вопросов-ответов и тем из многочисленных интервью, сюжетов и фильмов о Василии Смелянском, выходивших в эфир на центральных, южноуральских и других региональных российских телеканалах и радиостанциях в 1996 — 2000 годах.

 

Для удобства восприятия различные высказывания В. С. выстроены в воображаемую связанную беседу (без соблюдения реальной хронологии высказываний) с неким воображаемым Журналистом, который является собирательным образом. В реальной жизни творчество Василия Смелянского освещали практически все значимые тележурналисты Южного Урала (например, Ирина ДУРМАНОВА, Татьяна ЕНГОЯН, Ирина КОЛОМЕЙСКАЯ, Лариса ОКУНЕВА, Ульяна СОЛОПОВА, Вячеслав ХОЛМС, Светлана ШИШКИНА, Александр ЮРИН и др.), многие журналисты центральных и региональных каналов.

 

Прямая речь В.С. в текстовом формате практически не подвергалась правке, максимально сохраняя экспрессию и эмоциональную окраску студийных бесед и прямых эфиров.

 

Краткая информация:

Студия «ПРЕМЬЕР СК» — основана Василием Смелянским и телепродюсером Натальей Козаковой в декабре 1998 года для реализации масштабных художественных и социальных проектов, в первую очередь — проекта ЗЕМЛЯ МАСТЕРОВ,
направленного на возрождение статуса «МАСТЕР» как главного духовного, экономического и исторического достояния Южного Урала и России в целом. Студия является ВОЛЬНЫМ негосударственным объединением Мастеров.

 

Наталья КОЗАКОВА — телепродюсер, со-руководитель Студии «ПРЕМЬЕР СК», организатор работы рекламных отделов ряда телекомпаний, работает со всеми крупнейшими телекомпаниями Южного Урала и представительствами Центральных российских Каналов.

 

 

Глава 1. о МАСЛЕ и МАСТЕРЕ

   

 

Журналист: Василий, я держу в руках эффектно оформленный брикет «Масло Сладкосливочное Коровье». И читаю: «Дизайн, имиджевая поддержка — Василий Смелянский, студия ПРЕМЬЕР СК». На всех крупнейших региональных телеканалах демонстрируются рекламные ролики этого продукта под музыку Георгия АНОХИНА... Вы довольно модный художник, известный поэт и так далее, и так далее. Георгий АНОХИН не менее известный композитор, музыкант и прочая, и прочая. И вдруг — масло!?

 

В.С.: А что, очень даже вкусное масло. Наше, родное, и цена, знаете ли, вполне бутербродная. А если серьёзно, то ведь «ПРЕМЬЕР СК» занимается, и даже очень, имиджевыми, рекламными и выборными технологиями. На сегодняшний день это всё — реалии жизненного ландшафта (чувствуете глубину трагедии?), именно эти реалии составляют псевдо-культурный бульон, в котором варятся и взрослеют наши дети... Варят этот бульон, в основном, агрессивные дилетанты, духовные уроды или недоумки, млеющие от наукообразной чуши типа «брэндинг» и «нэйминг»... Отдавать наших детей на откуп всему этому мусору?.. Поэтому я — «на передовой»... Битву со всей этой мерзостью уже не выиграть, но и без боя сдать бастионы — не в наших традициях.

 

А с маслом получилась довольно занятная история.

 

В городе несколько крупных фирм, поделивших рынок фасованного сливочного масла (точнее сладкосливочного, всю жизнь ел, а не знал, что — сладкосливочное). Каждому, вероятно, знакомо это обычное советское масло в виртуозно-безликих брикетах по 200 грамм, типологический продукт Золотой Эпохи Застоя. На самом деле никто не производит именно такой сорт, единого производства по единому рецепту как бы и нет. Есть закуп у разношёрстного производителя, отбор по качеству, фасовка, оптовая реализация. Так же делали и в советские времена, только поставщиками были не фермерские хозяйства, а совхозы. А имидж безликого народного масла создавала гениальная по серости Госторговля.

 

Правда, в советские времена «отбор по качеству» означал именно то, что означал, апеллируя к ГОСТу и «Моральному кодексу строителей коммунизма». Сейчас «отбор по качеству» следует понимать так: разбодяжить сливочное масло маргарином, животными и растительными жирами, или жирами морских тварей, сообразно собственной фантазии, то есть ТУ.

 

Естественно, нынешние масло-фирмы не собираются отказываться от столь раскрученного образа «народного» продукта. Особенно на фоне глобальной ностальгии по имперскому прошлому и всенародного отторжения импортной дряни в целлулоиде.

 

Понятно, что на этом «масляном» рынке до последнего времени никто не занимался пиаром самого товара, срабатывала «шкурная» психология: вкладывать деньги в рекламу «народного» масла значило «лить деньги» на мельницы и всех фирм-конкурентов... Первыми «взыграли» наши клиенты — фирма НИТА. Её основали Павел ЛИФАНОВ и Евгений ЗАМЯТИН. Выходцы из технической интеллигенции советской школы. То есть люди вдумчивые и решительные... Так родилась концепция нового образа хорошо известного товара.

 

Журналист: Я знаю, что с «ПРЕМЬЕР СК» сотрудничают лучшие специалисты самых разных направлений. А кто, кроме Вас, Натальи КОЗАКОВОЙ и Георгия АНОХИНА, принимал участие в создании образа Масла Сладкосливочного?

 

В.С.: Цвет, тяжеловесы, сливки, настоящие профи. Видеоряд роликов по моим эксизам делал художник Алексей ГАЛЕЕВ. Звуковые треки создавал саунд-продюсер Азат ГАЛЕЕВ, кудесник и поэт звука. Голос персонажа НИТАСа озвучивал неподражаемый актёр Александр БАРОК. Команда, как видите, регионально-звёздная.

 

 

Глава 2. о «ПРЕМЬЕР СВ», «ПРЕМЬЕР СК» и безбашенном времени

   

 

Журналист: Отвлечемся от масла... Что значит «ПРЕМЬЕР СК»?

 

В.С.: Название всем наверняка напомнит гремевшую в свое время фирму Премьер СВ. Это не случайно. Когда-то, в конце 80-х, волею судьбы я оказался причастным к рождению чудо-юдо по имени «отечественный шоу-бизнес». Выглядело это так. С группой товарищей мы создали первый в стране концертный кооператив. Провёли первые в СССР (не считая туманного времени НЭПа) легитимные частные, негосударственные гастроли (нашумевшая история с приездом рок-групп АКВАРИУМ и АЛИСА в Челябинск в ноябре 1987). Благодаря этому я вдруг оказался весьма уважаемым человеком в отечественных артистических кругах, и был приглашён выдающимся отечественным продюсером и музыкантом Стасом НАМИНЫМ для создания Московского Музыкального Центра (ММЦ Стаса НАМИНА). В чем и принял самое активное участие, но эта другая история. А упомянул к тому, что в конце 1987 года кроме нас организационно и юридически оформляли «роды» советского (российского) шоу-кошмара ещё только в одном месте: Досуговом Центре Сергея ЛИСОВСКОГО. Тот самый будущий «ЛИС?С», а позже — группа компаний «Премьер СВ». Некоторые проекты осуществляли сообща: центр Стаса НАМИНА предоставлял для дискотек ЛИСОВСКОГО в ОЛИМПИЙСКОМ звуковую аппаратуру и музыкальные коллективы (таких коллективов в ММЦ состояло около 40)...

 

Лис работал с множеством самых разнопланово одаренных и талантливых людей, явивших стране и миру феерию откровений зачинающейся шоу-фантасмагории (это говорится с уважением и сарказмом одновременно и порознь). В том бурлящем адском котле и зачат был прообраз оттяжной российской рекламы в стиле Премьер СВ, напрочь игнорирующей навязываемые из-за бугра тупо-лобные методы пиара... Вся страна хохотала и сочувствовала искрометному юмору и почти мальчишескому нахальству рекламных стратегий «Премьер СВ». Дальнейшая история общеизвестна — кончилось (и кончилось навсегда) сверхмонополией под именем ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ, пожравшей почти всё информационное пространство страны...

 

В память о бесшабашном (или — безбашенном?) времени, которое не мы выбирали, но оно — нас, в знак уважения к тем безудержно пассионарным людям, еще не ведающим тоскливых путей своих (и родины), я и назвал студию — «ПРЕМЬЕР СК». А «СК» означает «Смелянский — Козакова». Так вот простенько и незатейливо... Но это не юридическое обозначение, не товарный знак, а коммерческое название. Для юридических и имиджевых целей у нас есть ООО «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ», Общественная организация «Российский Фонд «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ». А дополняя этот джентльменский набор, в разработке — новая торговая марка, о которой пока задавать вопросов не стоит.

 

 

Глава 3. о РЕКЛАМНОМ ЛОХОТРОНЕ и эстетике Века Дурака, Выбирающего Пепси

   

 

Журналист: Я знаю, что имиджевым конструированием вы занимаетесь с юности. Собственно, сам термин «концептуальное проектирование» придуман Вами в середине 80-х. Также я знаю, что Вы уходили на несколько лет из «большого пиара»... Времена сильно изменились, нет той страны — СССР, эпоха «Премьер СВ» канула уже в новое — российское — прошлое, на современную рекламу без слёз и отвращения смотреть невозможно. Что Вы сможете изменить в сложившейся ситуации?

 

В.С.: Изменить уже ничего не смогу. И не собираюсь. Не надо лезть на баррикады и рвать на груди тельняшку, надо просто Быть и Делать, одним своим присутствием утверждая другой путь, другую жизнь, дабы «враг» не расслаблялся, а народ, им порабощенный, имел шанс на выбор. Когда-нибудь... Так поступают многие, не утерявшие человеческий облик. У нас в стране и по всей планете.. Хотя, если честно, баррикады любы-дороги моему темпераменту, а топор мысли моей не зарыт...

 

...Пиар вообще и реклама в частности на сегодняшний день в России —гигантский лохотрон. Это засилье дилетантов с кричащими дипломами-фантиками, откровенных пройдох или, что еще печальнее, действительно умниц-по-жизни-циников. Всё ЭТО «раздевает» и «лечит» клиента под одобрительное похрюкивание последнего. Ростки добротной российской рекламы зачахли под натиском озабоченного «по сексу» «психоанализа», подленького и инородного, копающегося в мотивациях и экскрементах сообщества «клопов и тараканов» — как идеала модели Большого Потребителя... Вместе с химерой постмодернизма в наши пределы «вломилась» эстетика Века Дурака, Выбирающего Пепси. Но это у нас (слава Богу!) пока плохо работает. Хреново работает, и всё тут! Живы мы еще, живы, рожденные в СССР. Менталитет не тот. Особенно в подлинной, «замосковной» России.

 

Не хочет наш народ (в целом, не по отдельности) видеть себя придурочным дегенератом, жующим ЧТО-НИБУДЬ без сахара, или умственно отсталой мамашей-домохозяйкой-телкой, открывающей для себя новые подгузники-чистящиесредства-прокладки подобно откровению Иоана Богослова — с трепетом экстатического озарения и просветления.

 

А уж тем более национальное сознание народа, играющего не одно столетие в целомудрие (по разнузданности и цинизму превосходящего, впрочем, любой другой), отвергает демонстрацию прыщей, унитазов, прочих физиологических подробностей.

 

Понимают это все, или почти все предприниматели, исключая совсем молодую генерацию бизнесменов «без роду и племени». И с непостижимым упорством тянутся к «напёрсткам» гигантского лохотрона...

 

...Сильно развито угодничество «пиаристов» перед клиентом. Раз главная задача — облапошить лоха, то и позиция производителя рекламы: чего изволите-с? — замутим-спляшем-взадпоцелуем... Но заказчик не знает, чего «изволит», знает только — это должно работать «за», не против... Добросовестный анализ профессионала сродни консультации порядочного и знающего врача (правда, врачей таких — тоже днем с огнем)... Иначе деньги заказчика, в лучшем случае, спущены в унитаз, в худшем —работают против него. Что и является надувательством. Лохотроном.

 

В российских регионах, в том числе у нас, — тьма рекламных и околорекламных контор, болванящих клиента, сосущих из него деньги, подрывающих доверие к профессионалам. А ведь «их у нас есть». К примеру, блестящая фирма «АВТОГРАФ». Или «ТВС» (каналы ОРТ-Челябинск и НТВ-Челябинск). Или последние из могикан старого телевидения на ЧГТРК... Видно же невооруженным глазом: вот эти — профессионалы, мастера, эти — шарлатаны... А для Мастера главное — этика, мораль, уважение к Человеку, не Потребителю. Поверьте, это выгодно (если мы говорим на языке бизнеса). Мораль, этика, эстетика — всегда выгодны. И комфортны...

 

Но будущее — за шарлатанами. В этом даже и не сомневаюсь.
Только не всё будущее. Не всё и не навсегда!..

 

 

Глава 4. о РОССИЙСКОМ СУПЕРЭТНОСЕ

   

 

ЖУРНАЛИСТ: Ваши непривычные, иногда — шокирующие взгляды на многие актуальные проблемы истории и действительности, философии, этики, политики заставляют думать, спорить, главное — не оставляют равнодушным. Что поразительно, с Вами полемизируют лишь по частностям, деталям, молча признавая глобальную правду, казалось бы, вызывающих и неоднозначных трактовок...
Но вот идеи, недавно Вами озвученные, по поводу происходящего с Россией и ее населением на фоне Миллениума и отставки Президента, боюсь, вызовут резкое неприятие... Попробуем разобраться. В чем суть происходящего по версии Вольного русского Мастера Василия Смелянского?

 

В.С.: Россия сейчас, по предсмертному определению Льва ГУМИЛЁВА (вечная память этому великому мыслителю, сыну России) находится «в стадии климакса». Старушке России без малого 800 лет (российский суперэтнос начало свое берет с первой четверти XIII века).

 

Согласно теории этногенеза Гумилева, российский суперэтнос на данном этапе находится в переходном состоянии из «фазы надлома» в «инерционную фазу».

 

Фаза надлома — достаточно истероидное и корявое время, мало (эпизодически) приспособленное для жизни. В Европе, к примеру, эта фаза совпала по времени с Эпохой Возрождения, полной крови и повсеместного насилия как образа жизни, что не помешало, кстати, потомкам прославлять сии одиозные времена в качестве «расцвета». У нас же «надлом» случился, видимо, в конце XIX века и продолжается по сию пору, весьма неохотно трансформируясь в следующую — инерционную стадию.

 

«Во всех известных случаях смысл явления заключается в растранжиривании богатств и славы предков», — цитирую Л. Гумилева, монографию «Конец и вновь начало».

 

Политически это время характеризуется максимальным центробежным движением, «расколом этнического поля» (страна уже распалась, и готова продолжить — на удельные княжества и ханства).

 

Но впереди — оазисом «отдохновения» — новая фаза развития (точнее, угасания): инерционная. Это, по определению Гумилёва, «Золотая осень» цивилизации, или «последний сбор урожая», когда цивилизация проживает и пользуется благами всего своего предыдущего развития. Это время Его Величества Обывателя с милым пузу и мошне императивом «Не мешайте жить!»...

 

Если суперэтнос доживает до такой стадии, благополучно перескочив фазу надлома, не растащенный по обломкам другими цивилизациями, то наступает эпоха Золотой Империи протяжённостью лет в 200-300 (вспомним Римскую империю Октавиана Августа начала эры). Это время расцвета искусств и роскоши, а на пике своем —примата бездумного наслаждения, агрессивного гламура и жизненного кредо «Дайте мне жить в кайф и не трогайте меня». И все это — без малейшего желания рисковать жизнью ради чего бы то ни было, даже ради собственного благополучия, тем более — ради отчизны («Да заберите всё, только меня не трогайте!»).

 

 

Соответственно, это время усиления центральной власти по имперскому образцу, подминающей самовластие и вольницу провинций. (Что и начинается, судя по всему, на наших глазах).

 

И это время Мастеров (Ученых, Инженеров, Архитекторов, Художников, Поэтов), ибо только они могут обеспечить роскошь и технологическую базу процветания без риска для жизни... Императоры и местные ханы рано или поздно это понимают.

 

Всё вышесказанное вряд ли противоречит общепризнанным взглядам. Разве только ярые противники Льва Гумилева будут оспаривать очевидное.

 

ЖУРНАЛИСТ: Да нет, все это очень даже интересно и впечатляюще, и далеко не очевидно и не общепринято. Но сильно похоже на правду. А в чем же скандальная «фишка»?

В.С.: «Фишка» вот в чем. Я подозреваю, что российский суперэтнос не смог проскочить «фазу надлома». Он финишировал, чуть не дотянув до конца этой изнурительной дистанции. Я думаю, что Великий российский суперэтнос прекратил своё существование в качестве единого суперэтноса, просуществовав без малого восемь веков.

 

Он возник на развалах и пепелищах своего предшественника русского суперэтноса (Древняя Русь), прошел сквозь горнило княжеских междоусобиц, возмужал, окреп и «остепьнился» (именно так — от слова «степь») в недобровольном союзе с Ордой, сплотился и осознал себя, понуждаемый железной эпицентрической волей Москвы и расправил крылья, явившись изумленному миру Московским царством. На достигнутом не успокоился и, в кратчайшие по историческим меркам сроки, под именем «Российская империя», занял самый обширный на планете ареал обитания — шестую часть суши. На которой и пережил величественно, к вящему ужасу и восхищению соседей, все взлеты, падения, кровавые катаклизмы, очередные смены имен собственных, парадигм политических, императивов общественных. Под именем «СССР» завершил свой долгий, мучительный, яркий и неоднозначный путь... Юридически кончину оформили «Беловежским соглашением» 8 декабря 1991.

 

Вечная слава великому суперэтносу!..

 

ЖУРНАЛИСТ: Сильно! Хочется встать и — гимн... А дальше?

 

В.С.: Дальше? — На осколках (а скорее всего, накануне — в недрах) рухнувшей Империи, на тех осколках, которые устояли от «заботливой опеки» практичных соседей, в результате случившегося незадолго до того (или наоборот — задолго) пассионарного толчка, затеялись новые суперэтносы, отчаянно ринувшиеся в захватывающую круговерть этногенеза... Мы отчетливо видим три таких образования: Украина, Казахстан, и, конечно же, Российская Федерация. Эти новые сообщества еще только завоевывают свое право стать суперэтносами, они могут и не сдюжить — кончиться, так и не начавшись, но успеха им, и Бог в помощь!

 

...Когда само-осознается новый отечественный суперэтнос, каким словом назовется? Ведь он еще даже не понял, что он — новый, еще ходит в кафтане предка, еще воюет за право БЫТЬ! Но «точка невозврата» пройдена. Не только пройдена, теперь она — точка отсчета...

 

Случилось сие вот-вот — аккурат в Миллениум, что очень даже символично и вселяет надежду... И эта «точка невозврата-отсчета» персонифицирована, у этого знакового рубежа есть имя и фамилия (что, впрочем, нередкое явление в истории этногенезов)... Каким там будет Владимир ПУТИН Президентом, каким правителем, Бог весть, не так уж важно теперь; хотя, конечно, хотелось бы... Главное — сделано, за одну только «точку невозврата-отсчета» он войдет в отечественную историю в самом светлом образе. Что, естественно, не является индульгенцией...

 

И если все так, то впереди — «фаза пассионарного подъема», время «волчат» и «волков», Героев и Злодеев, Провидцев и Фанатиков, Пионеров и Титанов, готовых жертвовать жизнью во имя Идеалов... А на Мастеров падает благородная ноша «пронести» сквозь время Обывателя, торжествующего и не ведающего, что это уже не его время, — пронести все лучшее, все духовное, завещанное ушедшим суперэтносом, ведь они — его плоть от плоти, но уже — часть будущего...

 

Так ли? Время покажет. Я, похоже, пока единственный называю вещи своими именами. Мне и первый камень...

 

ЖУРНАЛИСТ: Даже и не знаю, что сказать... С этим надо пожить, обдумать... Подозреваю, что одним камнем дело не ограничится, тут на большее тянет... Поэтому — стойкости Вам и удачи. И верных единомышленников.


 Наверх

 

Впервые опубликовано в интернете в марте 2000 на сайте Студии «ПРЕМЬЕР СК»

«Виртуальный салон Василия СМЕЛЯНСКОГО» (http://sk.i-connect.com, существовал до 2004 года) 

 

фото по заказу ООО «Персона®»

Александр СОКОЛОВ

 

художественная обработка фото, визуализация образов, дизайн

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

 

© Текст, Смелянский В.Ю., 2000
© Фотокартины, дизайн Смелянский В.Ю., 2000

   

Перепечатки в интернете:

  • Ссылка
  • Ссылка

 

Материалы по теме:

  • Ссылка
  • Ссылка